Рецензия. Фредерик БЕГБЕДЕР. «Рассказы под экстази»

Текст по моде

В «предуведомлении» к данному сборнику рассказов Бегбедер советуя читателям даже не пробовать экстази, мотивирует это тем, что «оно разрушает мозг, доказательство чему — этот сборник текстов, написанный под его влиянием». Давая нам, таким образом, заранее понять, что не следует искать что-то великое в произведении, написанном под разрушительным воздействием тяжелого наркотика. Автор, тем не менее, ни в коей мере не избавляет нас от разочарования. Разочарования, которое наверняка ожидает и тех, кто прочитав «99 франков» решил ознакомиться с другими произведениями Бегбедера, и тех, кто купившись на название книги и выдержки — лозунги из интервью писателя, размещенные на обложке («нужно отобрать все у богатых и раздать бедным», «книга без провокации не имеет никакого смысла»), приобрел книгу, ожидая найти в ней описание клубной культуры вкупе с развернутой критикой капитализма.

Открывая книгу Вы можете быть готовы к следующему: никаких провокаций в ней нет. Никаких намеков на тот яростный стиль, который возможно Вам уже знаком по роману «99 франков». Никакой подлинной социальной критики и никакого описания клубной культуры.

В «Первой дозе экстази» — четвертом рассказе сборника автор предлагает нам список писателей, благодаря которым те или иные наркотики обрели свое место в литературе и решает, что настал черед экстази и, надо сказать, что сравнение его с произведением Бегбедера оказывается явно не в пользу последнего.

«Перед вами реклама MDMA», — пишет Бегбедер и оказывается совершенно прав. Те немногие рассказы сборника, где фигурирует экстази похожи на броские и красиво сделанные рекламные ролики, и ничуть не похожи на эмоционально напыщенную апологию препарата, коей является, например, романы Ирвина Уэлша. Бегбедер сделал то, что быть может умеет делать лучше всего — состряпал рекламу экстази. А рекламе, совершенно точно, не место в истории литературы.

В рассказе «Текст по моде» автор, возможно сам того не замечая, вскрывает суть всего сборника. Герой рассказа, наделенный «элегантностью конца века», боится, что завтра он, выпрыгнув из нескончаемой череды пьянок, оргий и дебошей, будто бы наполняющих его жизнь смыслом, вновь станет закормленным «папенькиным сыном», «что как будто бы видно по его пристрастию к шляпам, серьгам и марксистским революциям».

Эту вот «любовь к марксистским революциям», свойственную некоторым «папенькиным сынам» ни в коем случае не стоит воспринимать всерьез. Достаточно убедиться в этом, прочитав сам сборник Бегбедера.

Талантливый рекламист, светский денди, деньги и пороки которого — его вторая кожа, обрушивает на нас тошнотворно сладкий коктейль, составленный из эпизодов его жизни. Химический секс в сортире международного аэропорта. Экстази-трип в Нью-Йорке, приправленный рассуждениями о декадансе как стиле жизни («Текст не по моде»). Попытка закосить под Хантера Томпсона и ее вполне закономерные последствия в «Первой дозе экстази». Съем проституток в баре «Extasy a go-go» в самом сердце громадного борделя под названием Тайланд («Стрип-экстази»). Череда банально модных образов. Дорогие бары, отели и клубы. Буржуазные девушки, строящие из себя шлюх. И шлюхи, притворяющиеся буржуазными девушками. Трансвиститы и скромные ценители садо-мазо развлечений.

Все это, возможно, было бы интересно, если бы не тривиальность, а то и просто отсутствие смысла, спрятанного за столь «красочным» фасадом.

Два рассказа сборника выделяются на общем фоне. Это «Рукопись, найденная в Сен-Жермен-де-Пре» и «Как стать человеком».

В первом светский денди и «любитель марксистских революций» прячется на втором этаже кафе «Флора» бунтарей из рабочих районов, сметающих все на своем пути. Страна утопает в огне революции. Филипп Самерс повешен за ноги на колоколе церкви Сен-Жермен-де-Пре. Клаудия Шиффер коллективно изнасилована. Наступает черед буржуазного писателя, притворяющегося коммунистом.

В рассказе «Как стать человеком» подвыпивший таксист въезжает в стену дабы умереть и захватит с собой пару уродов с напомаженными головами из бразильских сериалов, рассыпающими кокаин на заднем сиденье его автомобиля.

Но эти два рассказа, разумеется, лишь особенно изысканная приправа в модном коктейле, составленном Бегбедером. Множество модных образов в качестве формы и тривиальные рассуждения на тему любви. Плюс несколько, опять же тривиальных контркультурных мыслей-маркеров, разбросанных по сборнику — в качестве содержания — вот что представляет из себя эта книга. Псевдо-бунт, завернутый в красивую упаковку и этикетка «экстази» на обложке: все это довольно быстро продается, но не менее быстро забывается.

Еще одна цитата из «Предуведомления»: «... неужели для того, чтобы рассказать о своей жизни незнакомым людям людям нужна какая-то пилюля? А зачем же тогда существует литература?»

Надо полагать, что литература существует для чего-то большего, нежели простое повествование историй. А вот для того, чтобы рассказать о своей жизни незнакомым людям, действительно достаточно «пилюли»: литература здесь не при чем.

Андрей АРШИНОВ

На главную

Mailto

Hosted by uCoz