О ЧЕМ ЭТО Я? КОНЕЧНО ЭТО СВОБОДА!  

Помятые лица, как пакеты из пластика,
на каждом заборе начертана свастика,
солнца так мало — на всех не хватает,
осеннею мухой надежда летает,
размажут по стенке или сдохнет зимою,
Я знаю, такое случалось со мною.
Хочется счастья? Странное слово,
скажи, что с тобой не бывает такого?
Слышишь, мой голос — он выходит в эфир!
Я ненавижу этот траханный мир!
(С)«Шутки Мао», «Свобода»
Эту группу я впервые услышал на московском антикапе-2003 и, если честно, был несколько поражен её заводной энергетикой, охватившей массы.
Представляете себе, после «драйвных» «Эшелона» и «Анклава», столь любимых и известных в нашей леворадикальной среде, на сцену взбирается малоизвестная команда «Шутки Мао», и буквально вгоняет собравшихся в ступор. Вроде бы не очень жесткие гитарные рифы, смачно приправленные веселой духовой секцией, пригодной более для латиноамериканского карнавала, нежели радикальной политической акции... Но результат был сногсшибательный. Все просто рубились и слэмились. Такой, знаете, чисто хунвэйбинский угар времен Великой Пролетарской Культурной Революции.
Само название мне тогда ни о чём не говорило, хотя внимание привлекла «родственная» маоистская тематика. Шокировало впоследствии меня другое — оказывается «Шутки Мао» родом из моего родного города Саратова. Как известно, Саратов плодит крайне мало хорошей альтернативной музыки, ограничиваясь рокопопсом, или (ну, в лучшем случае) каким-нибудь посредственным говнопанком. Я уж не говорю о какой-либо политизированной музыке.
Канули в лету старые добрые времена знатных либертарных посиделок на задворках кинотеатра «Пионер», когда ещё был «Хайдегер жив» (не в смысле сам Хайдегер; это команда такая была, если кто знает или помнит), и когда альтернативная саратовская сцена ещё подавала проблески надежды. Наступило серое время однообразного псевдоандеграунда и политического (если так можно сказать) увлечения реакционными правыми идеями — от умеренного национал-гегемонизма, до откровенного фашизма («Приговор», «Блокада» и все прочее).
Я это все к тому, что среди серости, неактуальности и банальности саратовской арт-среды, в этой навозной яме затерялась жемчужина — оригинальная, ни на что не похожая (имеется в виду не на что не похожая в Саратове) команда «Шутки Мао». Для многих это было большим открытием и неожиданностью — прикольная команда, играющая актуальную музыку с концептуальными текстами, да из Саратова! Сегодня эта группа уже перебралась в Москву, и завоёвывает себе аудиторию, гастролируя по многим городам России.
Стиль довольно разнообразен — от умеренного диско-блюза, соула и фанка в стиле «Red Hot Chili Peppers» и отчасти поздних «Clash», до эненргичного ска, порой напоминающего испанских антифа «Ska-P» и партизан-альтернативщиков «RATM» (по большей части из-за речетативного исполнения многих песен). Хотя говорить о схожести с чем либо не имеет смысла, ибо мои герои идут по собственному, своему пути, и определять четкую стилевую принадлежность не имеет смысла. Здесь всё заключается в непредсказуемости и творческой спонтанности. Вот этим-то и оригинальны наши «шутники» во главе с их фронтмэном Олегом Макухиным, который в интервью различным СМИ, да и в разговоре с автором этих строк заявляет о аполитичности группы. Хотя такие заявления, возможно, тоже из разряда таинственной загадочности и непредсказуемости этого проекта. Ведь большинство текстов песен наполнены явной прогрессивной ангажированностью, тотальным неприятием порядков, навязываемых капиталистической Системой.
Здесь и общая ненависть к Системе («Я ненавижу этот траханный мир», или «Ненависть бездной легла между нами, деньги, лишь деньги владеют умами»), и солидарность с хоть и беспонтовой, но всё же жертвой все той же Системы («Прочь руки от Саддама Хусейна / От империалистов нету спасенья...»), и отвращение к нацизму («Помятые лица, как пакеты из пластика / На каждом заборе начертана свастика»), авторитарному репрессивному обществу, милитаризму, сексизму и гомофобии («В голове мысли типа миру мир, / зелёным травы! Свободу голубым! / Каждой женщине мужчину, кому не хватит — вибратор!..») etc. Помимо всего этого в текстах видна сильная внутренняя обеспокоенность полной безысходностью, воцарившейся в бардаке современного мира. «Нефть дорожает, эрекция пропала, / подруга намекает, что меня ей мало. / Я на почве этого впадаю в депрессию, / всех уже достала американская агрессия?!» или «Улицы, улицы — неон и грязь, / вой сирен, отчаянья крик — / этим ты дышишь? Это твоя жизнь? / К этим цветам ты давно уже привык? / У каждого цвета свои оттенки, / граффити-ночь скупа на краски, / цвета своих снов вылей на стены, / вылей на стены безумие красок!» Тексты хороши тем, что в отличие от того же «Эшелона» или «Рабочего Квартала» хоть и, несмотря ни на что, политизированы, но в них нет искусственного пафоса, этой оставшейся в наследство от совкового официоза напыщенности и помпезности а-ля «Наша Родина СССР!». Здесь все предельно ясно и понятно: мир несовершенен и агрессивен, поэтому его надо менять. Причем о недостатках нынешнего мира говорится не штамповками брежневского агитпропа, а нормальным, живым и понятным любому обитателю рабочего гетто языком. Видимо, такую трактовку современного положения народных масс в контексте констатации, но не конкретных выводов и призывов к каким-либо действиям, музыканты «Шуток Мао» называют аполитичностью. Но тогда хотелось бы видеть на нашей отечественной сцене побольше таких же «аполитичных» коллективов.
И на последок привожу отрывок из своеобразного манифеста группы:
«Есть старинная китайская притча, которая называется «Юй-гун передвинул горы». В ней рассказывается, что в древности на севере Китая жил старик по имени Юй-гун с Северных гор. Дорогу от его дома на юг преграждали две большие горы — Тайханшань и Ванъушань.
Юй-гун решил вместе со своими сыновьями срыть эти горы мотыгами. Другой старик, по имени Чжи-соу, увидев их, рассмеялся и сказал: «Все это глупости. Где уж вам и вашим сыновьям срыть две такие большие горы!» Юй-гун ответил ему: «Я умру — останутся мои дети, дети умрут — останутся внуки, и так поколения будут сменять друг друга бесконечной чередой. Хоть горы эти высоки, но выше стать не могут. Великий кормчий китайского народа, марксист-ленинец Мао Цзе-дун по большому счету желал всем счастья, любви и радости. Долгими зимними ночами мечтал Мао о торжестве социализма во всем мире. Шутя называл он друзей товарищами, а людей малоприятных контрреволюционерами.
Неиссякаемая сила идей Мао живет и поныне в диско-фанковых мелодиях московской группы «Шутки Мао». Наша музыка полна бодрости, энергии и подобна солнцу в восемь-девять часов утра. Надеемся и ждем вас на наших концертах под знаменем шуток Мао».
А.Схивия

На главную
Mailto

Hosted by uCoz