Дуги Бримсон. «ФАНАТЫ», «Ред Фиш», 2004  

Футбольное насилие, зародившееся в Англии, и затем охотно воспринятое во всех без исключения европейских странах — главная тема всего творчества замечательного британского писателя Дуги Бримсона. Однако «Фанаты», в отличие от предыдущих произведений были написаны с целью объять необъятное, т.е. оценить обстановку в общеевропейском масштабе и донести до читателя атмосферу, царящую на футбольных матчах по всей Европе. А также за их пределами.
В создании книги принимали участие футбольные фанаты из многих стран. В целом наблюдается претензия на энциклопедичность, однако несмртря на амбиции автора и попытку охватить широкий пласт современной культуры, каковым является футбольный фанатизм, произведение отличается некоторой реферативностью и выглядит на первый взгляд как статистический сборник дат и фактов. Также полностью отсутствует попытка проанализировать хулиганизм как явление, и разобраться в причинах того, почему многие молодые люди, да и взрослые дядьки работающие в офисе какой-нибудь крупной компании, субботним вечером идут на стадион, чтобы помахать флагом с символом любимой команды, или (что бывает чаще) — набить морду другому, такому же парню, который имел неосторожность нацепить шарф с цветами команды-соперника.
Первая часть посвящена главным образом английским болельщикам, как родоначальникам футбольного насилия. За гербами клубов, разноцветными баннерами, фаерами и песнями скрывается другая сторона спорта номер один — ненависть, ксенофобия, религиозная и расовая нетерпимость, и, конечно же, массовые драки с применением арматуры и ножей, превращающие порой целые районы английских городов в зону боевых действий.
Важность исследования именно английской фан-культуры связана с тем, что британские фанаты, наряду со своими шотландскими и ирландскими коллегами, стали образцом поведения большинству европейских болельщиков, чьи футбольные чемпионаты долгое время не имели ничего подобного.
Вторая часть освещает проблему футбольного фанатизма в странах западной Европы. Здесь говорится о хулиганских движениях таких стран как Бельгия, Германия, Франция. Для фанатов, разделяющих левые взгляды анархистов, коммунистов или социалистов был бы полезен опыт итальянских и испанских фанатских движений, настроенных антифашистски и ведущих борьбу против националистических и неонацистских группировок, поддерживающих «правые» клубы. Так уж сложилось в этих странах, что преданность той или иной команде зачастую связана с приверженностью правым или левым политическим воззрениям.
В третей части автор знакомит нас с историей околофутбольного насилия в скандинавских странах, главным образом в Дании и Швеции. Эта часть несколько скучновата, т.к. фанатское движение этих стран — есть проекция британских традиций на суровую северную ментальность, с её викингами, валькириями и т.д.
Т.к. и Дания, и Швеция во время Второй мировой войны сражались на стороне Гитлера, то и сейчас влияние различных нацистских партий на общественную жизнь, в том числе на футбол и околофутбольное насилие, чувствуется достаточно сильно.
Четвертая часть, охватывающая несколько стран восточной Европы, представляется наиболее интересной для российского читателя. Одна из глав посвящена именно российскому фанатскому движению и российским футбольным хулиганам. Эта глава, по большей части, освещает проблемы во взаимоотношениях столичных «фирм». Но это, однако, вовсе не означает, что хулиганство в РФ — явление сугубо московское. Просто Москва всегда являлась для провинции образцом и проводником западных веяний, в данном случае — футбольного фанатизма.
Если принять во внимание тот факт, что фанатизм у нвс появился достаточно недавно, и уже, несмотря на это, все клубы премьер-лиги, большинство клубов 1-ой, а также, отчасти и 2-ой лиги имеют свои организованные группы поддержки, то можно сделать вывод, что настоящие события ещё впереди. И нам, как и немцам с бельгийцами ещё предстоит пройти по английскому пути через локальные фанатские войны, массовые беспорядки и многочисленные аресты. Хотя, прецедентов уже предостаточно — это и погромы в столице летом 2002 года после поражения российской сборной от японцев, и недавний арест группы болельщиков ЦСКА в Италии за драку, учинённую после ничейного результата в игре московской команды против местной «Пармы» в полуфинале Кубка УЕФА.
Часть пятая рассказывает о футбольном движении на Балканах. Противоречия между людьми различных национальностей бывшей Югославии в полной мере отразились на фанатских симпатиях и антипатиях. Так сербские болельщики своим главным противником считают хорватские «фирмы», а для хорватов «дело чести» — задеть или оскорбить словенских хулиганов.
И, наконец, в шестой части читатель знакомится с проблемами футбольного фанатизма в Турции, где любовь к родной команде и ненависть к приезжей носит почти религиозный характер, а к уже традиционным в Европе ножам и арматуринам прибавляются топоры и даже мечи!
Во время чтения складывается впечатление, что явление вроде футбольного фанатизма начисто лишено положительных черт. Однако это не так. Как было сказано выше, многие клубы, особенно из южной Европы, имеют группировки фанатов, разделяющих антифашистские, а зачастую и откровенно наши, левые взгляды.
Поэтому, вместо того, чтобы смотреть на фанатов, как на толпу пьяных нацистов, необходимо усилить антифашистскую пропаганду на стадионах. Уверен, это даст плоды, и возможно вскоре футбольные стадионы России превратятся в новые плацдармы борьбы с коричневой мразью. Примером тому служит создание антифа-бригады вокруг столичного «Мосэнерго».
Другой, безусловно позитивной чертой фанатства является ненависть по отношению к полиции. В этом смысле лозунг английских хулс: «All cops are bastards!» — «Все полицейские — ублюдки!» — поистине интернационален. Легендарную аббревиатуру A.C.A.B., написанную маркером можно увидеть и в восточном Лондоне, и где-нибудь на трамвайной остановке в провинциальном Томске.
В общем, книгу советую прочитать всем, кто хоть немного интересуется футболом. А прогрессивно, антифашистски мыслящий болельщик найдет не только ценные сведения из истории фанатского движения, но и возьмет на вооружение опыт многих своих европейских коллег по борьбе с расизмом и ксенофобией на стадионах и в повседневной жизни.
Тов. БамБР

На главную
Mailto

Hosted by uCoz